Отчёт от 15.08.24 по проведению аудита работы чиллера с поршневыми тандем-компрессорами БИТЦЕР с кожухотрубными испарителями и воздушным конденсатором
Отчет по результатам аудита по Договору на оказание услуг технического консультирования № ТК1 от 22.07.2024
1. Описание системы и режимов работы
На объекте по адресу: ХХХХХХХХХ эксплуатируется водоохлаждающая холодильная система (чиллер) на базе тандем компрессора Bitzer 66F-100.2 №.468038/39
Вода охлаждается в кожухотрубном испарителе до уставки 12 оС. ТРВ механическое. Конденсатор воздушный. Хладагент R22.
Со слов эксплуатирующей организации один из компрессоров в составе тандем-компрессора был заменен на другой компрессор 6FE-50Y-40P №.1696413011
Впоследствии данный компрессор два раза выходил из строя, предположительно из-за работы компрессора с «влажным ходом»- попадания порций жидкого хладагента в компрессор.
Обслуживающая организация и собственный персонал не смогли выявить причину выходов данного компрессора из строя.
Цель аудита - определение причины выхода из строя компрессора 6FE-50Y-40P №.1696413011, помощь в оптимизации рабочих режимов холодильной системы.
2. Проведение аудита
Аудит и анализ работы агрегатов производился с помощью диагностической станции BITZER BCL-01. Производился единовременный замер следующих параметров с периодом опроса 1 секунда:
1. Температура кипения.
2. Температура конденсации.
3. Температура всасываемого газа после испарителя.
4. Температура всасываемого газа перед компрессором.
5. Перегрев всасываемых паров на входе в компрессор.
6.-7. Температура газа на нагнетании для каждого компрессора.
8. Температура картера компрессора 6FE-50Y-40P №.1696413011
9. Температура жидкости перед ТРВ
10. Давление всасывания
11. Давление нагнетания
12.-13. Состояние соленоидного клапана на жидкостной линии перед испарителем.
14.-15. Серийные номера компрессоров в каждой строке журнала данных.
16.-29. Энергетические показатели - производился замер рабочих токов по одной фазе на компрессоре 6F-50.2 и по двум фазам на компрессоре 6FE-50Y-40P №.1696413011
Графики замеров прилагаются.
3. Результаты аудита
При визуальном осмотре было отмечено:
- Отсутствие хладагента в ресиверах жидкости при одновременном запуске двух компрессоров тандема.
- Появление уровня жидкого хладагента в нижнем смотром стекле одного из ресиверов при работе одного компрессора тандема.
- Несплошность потока с пузырями газообразного хладагента в смотровом стекле перед ТРВ на всех режимах работы.
- Активное бурление (вспенивание масла) в смотровых стеклах компрессоров во время работы.
При анализе произведенных замеров, по состоянию на 01.08.24, до дозаправки системы хладагентом было отмечено следующее:
1. При работе двух компрессоров тандема одновременно:
- Ненормально низкое значение температуры кипения -10 оС (в среднем)
- Ненормально высокое значение полного перегрева 25 К (в среднем)
2. При работе одного компрессора в Тандеме:
- Температура кипения составляет +4 оС (в среднем)
- Высокое значение полного перегрева 14 К (в среднем)
3. При отключении компрессора 6F-50.2:
- Начинается унос масла из компрессора 6FE-50Y-40P №.1696413011
- Величина давление конденсации остается на прежнем уровне.
При работе двух компрессоров одновременно всегда первым выключался 6F-50.2, при этом 6FE-50Y-40P №1696413011 оставался в работе.
При отключении 6F-50.2 из работы наблюдались значительные изменения температуры кипения и других параметров. В момент выключения 6F-50.2 ТРВ находился в полностью открытом состоянии. Резкое изменение рабочих условий приводило к значительному увеличению подачи жидкого хладагента в испаритель (появление минимального уровня жидкости в ресивере хладагента, меньшее количество пузырей в смотровом стекле, полностью открытый ТРВ). После остановки 6F-50.2 представители эксплуатирующей организации отмечали унос масла из компрессора 6FE-50Y-40P №1696413011 (полное отсутствие уровня масла в смотровом стекле). Также было отмечено частичное обмерзание корпуса испарителя со стороны ТРВ.
Все вышеуказанные признаки указывают на попадание в компрессор порций жидкого хладагента. Данное явление происходило только при остановке компрессора 6F-50.2.
4. Оптимизация работы холодильной системы
В соответствии с инструкцией по эксплуатации для поршневых компрессоров BITZER в смотровом стекле на жидкостной линии перед ТРВ должен наблюдаться сплошной поток жидкости без пузырей. Для выполнения данной рекомендации, а также во избежание образования льда внутри кожухотрубного испарителя и последующего его возможного разрушения, эксплуатирующей организацией было рекомендовано обеспечить достаточную заправку холодильной системы хладагентом.
В холодильную систему было дозаправлено 8 баллонов хладагента.
При анализе произведенных замеров по состоянию на 06.08.24, после дозаправки системы хладагентом было отмечено следующее:
1. При одновременной работе двух компрессоров в тандеме:
- Температура кипения опускалась до -2 оС на продолжительный период. Это свидетельствует о недостаточной заправке хладагентом.
- Значение полного перегрева 8 К (в среднем)
2. При работе одного компрессора в Тандеме - см. на диаграмме с 19.00 до 19.23.
- Температура кипения насыщенная +5 оС (в среднем)
- Значение полного перегрева на всасывании 6 К (в среднем)
- Температура конденсации насыщенная 42 оС (в среднем)
- Температура нагнетания 65 оС (в среднем)
- Значение перегрева на нагнетании 23 К (в среднем). Минимальный безопасный перегрев на нагнетании при работе на ГХФУ (R22 в т.ч.) 30К!
3. 6-го августа зафиксирован пуск компрессора с высокими токами (66-77 ампер), резким падением температуры на нагнетании (49-42) и падением температуры в картере (41 -34).
Высокие токи при пуске указывают на скопившееся масло в зоне сжатия, унесенное при предшествующей работе из картера. Падение температуры на нагнетании и температуры в картере - на значительное растворение хладагента в масле перед пуском компрессора, а также на попадание в компрессор жидкого хладагента со стороны испарителя.
4. 06.08.2024-го в 20:07 произошло отключение электроэнергии, холодильная система не запускалась до прихода сотрудников 07.08.2024-го утром.
Сотрудники зафиксировали полное отсутствие масла в компрессоре 6FE-50Y-40P №.1696413011.
Было также установлено, что за 5 минут до отключения электроэнергии произошла штатная остановка компрессора 6F-50.2 с последующим значительным, быстрым падением давления конденсации и ростом температуры кипения. Механическое ТРВ не состоянии быстро реагировать на значительные изменения давления конденсации и температуры кипения и может перезаполнять испаритель хладагентом на короткое время.
Заключение
Ввиду недостаточной заправки холодильной системы хладагентом ТРВ производил некорректное заполнение испарителя хладагентом, что приводило к попаданию порций жидкого хладагента в компрессор, о чем свидетельствовало активное вспенивание масла в смотровом стекле компрессора.
После дозаправки хладагентом также была зафиксирована работа компрессора с «влажным ходом»- попаданием порций жидкого хладагента в компрессор. Также заказчик отметил несколько событий с уносом масла из компрессора 6FE-50Y-40P.
Причиной выхода компрессоров из строя стала некорректная работа ТРВ, повлекшая за собой работу компрессора с «влажным ходом».
Рекомендации:
- Обеспечить достаточную заправку хладагентом с отсутствием пузырей в смотровом стекле на жидкостной линии, и наличие минимального уровня хладагента в ресивере на всех режимах работы.
- Изменить настройку ТРВ на более высокое значение перегрева 10 К вместо существующей уставки 6 K. Это позволит исключить негативный эффект от быстрого падения давления на нагнетании, а также компенсировать другие моменты приводящие к переполнению испарителя хладагентом.
- Проверить соленоидный клапан перед ТРВ на плотность закрытия.
Графики данных в формате Excel см. по ссылке https://cloud.mail.ru/public/3z2w/2NSFxJAam
С уважением,
А. Колосветов
Руководитель направления
«Промышленный холод и кондиционирование»
БИТЦЕР СНГ ООО