Техническая информация
Назначенный срок службы винтовых аммиачных компрессоров BITZER
Нормативная база
Понятия назначенного или максимального срока службы в стандартах страны производителя – Федеративной Республики Германия – не существует.
Многие производители заявляют о значительном сроке службы своих компрессоров, но по факту это является простой маркетинговой уловкой. В технической докумеентации и инструкциях на компрессоры данных производителей эта информация отсутствует и упоминается только в рекламных статьях и брошюрах.
По факту существует только 20 лет срок службы на сосуды давления и именно этот срок транслируется на весь компрессорный агрегат, который в свою очередь многие просто обобщая называют «компрессор».
В соответствии со ст. 7 Федерального Закона № 116 от 21 июля 1997 года если в инструкциях производителя не указан срок службы на техническое устройство (в т.ч. компрессор), то он принимается исходя из 20 лет и по прошествии данного срока требуется проведение экспертизы промышленной безопасности.
Срок службы компрессора и межремонтные интервалы
Срок службы любого аммиачного винтового компрессора в том и числе и компрессора BITZER определяется сроком службы осевых радиально-упорных подшипников. В данном типе компрессоров в процессе работы возникает значительное усилие на винтовую пару, направленное со стороны высокого давления на сторону низкого давления.
Осевые радиально-упорные подшипники удерживают винтовую пару от сдвига на сторону всасывания и, по сути, только они подвергаются неизбежному естественному износу по наработке часов компрессора.
У всех производителей компрессов в эксплуатационной документации указаны сроки проведения проверок с сроки полной замены данных подшипников.
Подшипники компрессоров BITZER – от 40 000 до 50 000 часов - это от 6 до 8 лет при 17 часов работы в сутки, см. стр. 9 инструкции по обслуживанию SW-110-3-RUS Интервалы проведения проверок и замен у полугерметичных и открытых винтовых компрессоров
Также часть производителей указывает сроки максимального срока службы данных подшипников без замены в условиях штатной эксплуатации.
Подшипники компрессоров BITZER - 100 000 часов - это 16 лет при 17 часов работы в сутки, см. стр. 8 инструкции по обслуживанию SW-110-3-RUS.
Ремонт винтовых компрессоров BITZER
В авторизованных сервисных центрах BITZER компрессоры восстанавливаются до состояния новых. Производится замена всех подшипников, обратного клапана, сальника, прокладок и колец.
При периодическом проведении ремонтов раз в 50 000 часов компрессор может служить неограниченно долго. После 20 лет эксплуатации может незначительно увеличится потребление электроэнергии из-за неизбежного нарастающего износа всех частей компрессора.
В случае значительных повреждений из-за отсутствия смазки, перегрева и прочих причин возможна замена винтовой пары, фланца нагнетания и даже самого корпуса компрессора.
Конструктивные особенности компрессоров BITZER
В два раза более усиленный подшипниковый узел, состоящий из двух сонаправленных осевых радиально-упорных подшипников, по сравнению с конкурентными компрессорами в которых используется по одному подшипнику.
Оба подшипника направлены на компенсацию усилия со стороны нагнетания на всасывание обеспечивая двойной запас надежности. Уменьшение нагрузки на подшипник прямо пропорционально увеличивает его срок эксплуатации.
BITZER OS.75
У конкурентных моделей данный узел состоит из двух подшипников, направленных в разные стороны, и соответственно основная нагрузка ложится на один единственный подшипник, второй подшипник служит для защиты от обратного вращения. При таком обратном вращении действующее на винтовую пару усилие меняет свое направление.
Расположение подшипников в "стандартном" аммиачном компрессоре на примере компрессора типа ВХ. Обратите внимание на несонаправленное расположение подшипников.
Расположение подшипников в компрессоре типа S3-900.
Обратите внимание на несонаправленное расположение подшипников.
Примечание:
Мы намеренно не приводим в данной статье чертежи существующих сегодня на рынке компрессоров других производителей. С их чертежами вы можете ознакомиться самостоятельно.
Типоразмер подшипников
В компрессорах используются высококачественные подшипники производства компании SKF.
Учитывая общепринятую практику по типоразмеру подшипников, применяемых в аммиачных компрессорах BITZER, используются либо стандартные типоразмеры (модели OSA 9573, OSA 9583) либо на один типоразмер большие подшипники (модели OSA 9593, OSA 95103 и OSA 85 серии).
BITZER |
Произв-ть, м3/ч |
Подшипники ведущего вала |
Динамичекая нагзука, kN |
Пошип. компенсир. Осевое усилие, шт. |
Максимальная частота вращения, об/мин |
OSA 85 |
315 -535 |
7312 |
104 |
2 |
6700 |
OSA 9573 OSA 9583 |
700 - 805 |
7312 |
104 |
2 |
6700 |
OSA 9593 OSA 95103 |
910 -1015 |
7314 |
127 |
2 |
5300 |
Таким образом, помимо двойного запаса по надежности за счет использования двух подшипников добавляется запас по надежности за счет применения подшипников большего типоразмера.
Защита от обратного вращения и от нештатной эксплуатации
Каждый аммиачный винтовой компрессор оснащается встроенным IQ Модулем с датчиками давления на всасывании и нагнетании, датчиком температуры и на компрессорах серии OSA 95 датчиком положения золотника.
Данный модуль полностью исключает запуск компрессора с обратным вращением и защищает компрессор от нештатной работы. Модуль накапливает в своей памяти подробный журнал данных - даталог рабочих параметров за последние 14 дней работы и неограниченный по времени журнал со статистическими данными по наработке часов и ступеням производительности.
Масляный насос и разгрузочный поршень
Компания BITZER отказалась от применения технологии разгрузочного поршня и масляного насоса в линейке своих винтовых компрессоров. Сами по себе разгрузочный поршень и масляный насос подвержены износу и соответственно требуют периодического сервиса. Кроме того, данные элементы снижают надежность холодильного агрегата в целом т.к. могут выйти из строя в любой момент.
BITZER пошел по другому пути и для компенсации данных осевых усилий применил специальную запатентованную подшипниковую камеру с низким давлением (около 5..6 бар). За счет низкого давления в подшипниковой камере происходит компенсация осевого усилия со стороны нагнетания на сторону всасывания.
Циркуляция масла в агрегате происходит за счет разности давлений между давлениями всасывания и нагнетания и непрерывно контролируется встроенным IQ Модулем по датчикам уровня, давления и протока масла.
Масляная система типового аммиачного агрегата на базе компрессоре BITZER.
Дополнительный фактор, влияющий на износ подшипников и сальника вала
Общеизвестно что плохая центровка вала компрессора по отношению к валу мотора значительно ускоряет износ подшипников компрессора и мотора, а также сальникового уплотнения компрессора.
Компрессоры BITZER имеют фланцевое соединение с компрессором и не требуют дополнительной центровки и соответственно гарантируют длительный срок эксплуатации подшипников и сальника.
Компрессор BITZER с самоцентрирующейся муфтой с жестким фланцевым соединением:
/ Не требуется центровка мотора с компрессором
/ Отсутствуют усилия на роторах и подшипниках
/ Возможны более длительные интервалы обслуживания компрессора
/ Ниже стоимость сервиса
Конкурентный компрессор с муфтовым соединением:
/ Необходимо центровать мотор с компрессором
/ Проблемы с центровкой при нагреве-охлаждении
/ Значительные усилия на роторах и подшипниках
/ Требуется частое обслуживание
/ Высокая стоимость сервиса
Отличие от «фреоновых» компрессоров
Аммиачные винтовые компрессоры BITZER отличаются от «фреоновых» открытых компрессоров конструкцией винтовой пары и материалом уплотнений.
С точки зрения эксплуатации аммиачные компрессоры подвержены много меньшим факторам износа по сравнению с типовыми «фреоновыми» системами.
«Фреоновые» холодильные системы являются самыми тяжелыми с точки зрения эксплуатации для винтовых компрессоров из-за того, что хладагент растворяется в масле тем самым снижает его вязкость. То обстоятельство, что винтовые компрессоры в большинстве случаев работают в DX схемах, также значительно увеличивают риск гидравлических ударов и растворение масла хладагентом. Опасность «влажного хода» - аварийного режима работы "фреонового" компрессора, обусловленный низким перегревом всасываемых им паров.
Кроме того «фреоновые» холодильные системы работают с более высокой разностью давлений между всасыванием и нагнетанием по сравнению с типовыми аммиачными системами, что в свою очередь обуславливает большую нагрузку на радиально-упорные подшипники компрессора.
BITZER уже много лет производит «фреоновые» герметичные винтовые компрессоры, периодический осмотр и замена подшипиков в которых невозможны. Но, несмотря на тяжелые условия эксплуатации данные компрессоры демонстрируют очень высокую надёжность и долговечность благодаря особой конструкция подшипниковых узлов.
Таким образом, при эксплуатации в аммиачных системах винтовые компрессоры BITZER демонстрируют превосходную надежность и износостойкость подшипников до 100000 часов наработки.
Заключение
Мы со своей стороны пытались найти хоть какое-то упоминание о назначенном или максимальном сроке службы в каталогах, паспортах и инструкциях конкурентов производителей, для понимания откуда это понятие в принципе берет начало. Нигде нет не единого упоминания ни в каких официальных нормативных документах, только в рекламных брошюрах.
Более того мы запросили информацию в БИТЦЕР ГмбХ по этому вопросу. Многие из наших коллег в Германии имеют опыт прошлой работы в компаниях-производителях аммиачных компрессоров. Никто из них никогда не слышал о таком понятии, как назначенный или максимальный срок службы компрессора.
Все единогласно говорят о том, что существует только 20 лет срок службы на сосуды давления и именно этот срок транслируется на весь компрессорный агрегат, который в свою очередь многие просто называют «компрессор».